Коммунальные услуги для населения

Где можно ознакомиться с тарифами на коммунальные услуги для жителей Республики Татарстан на 2018 год?

Из чего складывается размер платежа?

С какого момента возникает обязанность по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение?

Что входит в плату за коммунальные услуги?

Какие меры предпринимаются государством в целях ограничения роста платежей населения за коммунальные услуги?

Какое ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги принято в Республике Татарстан?

Можно ли превышать установленные Правительством РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Республике Татарстан?

Как можно самостоятельно проверить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям?

Как работает калькулятор коммунальных платежей на сайтах ФАС России и Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам?

Кто в Республике Татарстан осуществляет контроль за правильностью начисления гражданам платежей за жилищно - коммунальные услуги?

Кто осуществляет контроль за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги?

Должна ли организация представлять информацию о своей деятельности по запросу потребителей?

 

 

 

Где можно ознакомиться с тарифами на коммунальные услуги для жителей Республики Татарстан на 2018 год?

         Тарифы на коммунальные услуги для жителей Республики Татарстан на 2018 год размещены на сайте Госкомитета: kt.tatarstan.ru в разделе «Документы» > «Тарифы» > «Тарифы 2018» > «Тарифы для населения», а также на Едином информационном портале «Открытый Татарстан».

 

Из чего складывается размер платежа?

В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации размер платежа граждан за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для конкретной ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, необходимо разделять понятия «тариф на коммунальный ресурс» и «плата за коммунальную услугу», предъявляемая гражданам исполнителем коммунальных услуг.

 

С какого момента возникает обязанность по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение?

В соответствии со ст.153 Жилищного Кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

 

Что входит в плату за коммунальные услуги?

Для всех категорий пользователей жилыми помещениями Жилищным кодексом Российской Федерации установлено единое содержание понятия «плата за коммунальные услуги». Так, согласно п.4 ст. 154 ЖК, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами).

 

Какие меры предпринимаются государством в целях ограничения роста платежей населения за коммунальные услуги?

Ст.157.1 Жилищного кодекса РФ введено ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством утверждения:

         1) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ (далее – индексы);

         2) предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее – предельные индексы) в муниципальных образованиях.

         Указанное ограничение позволяет исключить случаи резкого роста платы граждан за коммунальные услуги и является механизмом для принятия сбалансированных решений в сфере регулирования тарифов ресурсоснабжающих организаций, установления нормативов потребления коммунальных услуг населением и бюджетного планирования при одновременном обеспечении инвестиционной привлекательности отрасли. Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400.

         Индексы регулируют рост платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Республике Татарстан и ежегодно устанавливаются Правительством РФ.

         Предельные индексы регулируют рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Татарстан - платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами (при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами). При этом рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций, может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.

         Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину индекса. Изменение платы граждан рассчитывается при сопоставимом наборе и объеме коммунальных услуг.

Федеральное законодательство по данному вопросу.

Региональное законодательство по данному вопросу.

 

Какое ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги принято в Республике Татарстан?

Рост платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2018 г. не предусмотрен. Для РТ индекс роста платы граждан за коммунальные услуги на период с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. составляет 4,2% (Распоряжение Правительства РФ № 2353-р от 26.10.2017).

         Для муниципальных образований РТ предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 г. утверждены Указом Президента РТ от 30.11.2017 № УП-1037. Рост платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2018 г. не превышает 4,2% ни по одному муниципальному образованию.

 

Можно ли превышать установленные Правительством РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Республике Татарстан?

Изменение размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям РТ не может превышать индекс по РТ, ежегодно утверждаемый Правительством РФ.

         Однако, в отдельных муниципальных образованиях максимальное изменение платы может превышать установленные на федеральном уровне ограничения, то есть предельные индексы в муниципальных образованиях могут быть установлены в размере выше индекса по РТ. Установление предельного индекса по муниципальному образованию с превышением среднего индекса по РТ возможно только при наличии официального решения представительного органа муниципального образования – сессии депутатов районного Совета. Решение принимается в форме согласования или отказа в согласовании проекта Указа Президента Республики Татарстан об утверждении предельных индексов. Основаниями для установления по муниципальному образованию предельных индексов с превышением среднего индекса по РТ (п.46 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400) могут являться:

         а) реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, реализация утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг;

         б) установление нормативов потребления коммунальных услуг (нормативов накопления твердых коммунальных отходов) в соответствии с требованиями законодательства РФ;

в) устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически обоснованных тарифов;

         г) выравнивание уровня тарифов на коммунальные ресурсы в субъекте РФ, устанавливаемых для регулируемых организаций в различных муниципальных образованиях такого субъекта РФ в сопоставимых условиях;

         д) соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного (планируемого к

заключению) концессионного соглашения;

         е) реализация утвержденных до 1 ноября 2015 г. инвестиционных программ регулируемых организаций.

         Президент РТ на основании решения, принятого представительным органом

муниципального образования:

         а) принимает решение об утверждении предельного индекса в размере, определенном проектом Указа Президента РТ об установлении предельного индекса, - в случае его согласования;

         б) утверждает предельный индекс в размере, не превышающем индекса по РТ более чем на величину предельно допустимого отклонения, - в случае отказа в согласовании проекта Указа Президента РТ об установлении предельного индекса.

 

Как можно самостоятельно проверить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям?

В разделе «Обращения и прием граждан» размещен «Калькулятор коммунальных платежей» - информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям. Изменение платы граждан рассчитывается при сопоставимом наборе и объеме коммунальных услуг в каждом месяце текущего года по отношению к размеру платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года.

 

Как работает калькулятор коммунальных платежей на сайтах ФАС России и Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам?

 «Калькулятор коммунальных платежей», размещенный на интернет-сайте ФАС России, является агрегатором ссылок на региональные калькуляторы коммунальных платежей, разработанные в соответствии с поручением Правительства РФ.

«Калькулятор коммунальных платежей», размещенный на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в разделе «Обращения и прием граждан», предназначен для примерного расчета платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (как индивидуальных, так и общедомовых), а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, применяемых для начисления платы за коммунальные услуги.

Результаты расчета регионального калькулятора носят информационный характер и не являются платежным документом. В случае расхождения данных граждане вправе самостоятельно обращаться в уполномоченные исполнительные органы государственной власти РТ для получения информации об установленных тарифах, правильности их применения для конкретных регулируемых организаций и информации об установленных нормативах потребления коммунальных услуг.

 

Кто в Республике Татарстан осуществляет контроль за правильностью начисления гражданам платежей за жилищно - коммунальные услуги?

Контроль за соблюдением установленного порядка начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги, а так же за применением в расчетах объемов потребления услуг в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 №1068, осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.

 

Кто осуществляет контроль за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги?

В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, контроль за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в субъектах Российской Федерации осуществляет орган государственного жилищного надзора.

Должна ли организация представлять информацию о своей деятельности по запросу потребителей?

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования», от 21.06.2016 № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами» регулируемые организации письменно сообщают по запросу потребителей адрес официального сайта в сети «Интернет», на котором размещена подлежащая свободному доступу информация. Перечень информации, подлежащей раскрытию, определен вышеуказанными постановлениями Правительства РФ и является исчерпывающим.

Последнее обновление: 3 сентября 2018, 11:55

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования