Коммунальные услуги для населения

Где можно ознакомиться с тарифами на коммунальные услуги для жителей Республики Татарстан на 2018 год?

Из чего складывается размер платежа?

Какие меры предпринимаются государством в целях ограничения роста платежей населения за коммунальные услуги?

Как можно самостоятельно проверить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям?

Как работает калькулятор коммунальных платежей на сайтах ФАС России и Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам?

Как работает механизм ограничения размера вносимой гражданами платы?

Должна ли организация представлять информацию о своей деятельности по запросу потребителей?

Кто в Республике Татарстан осуществляет контроль за правильностью начисления гражданам платежей за жилищно - коммунальные услуги?

Кто осуществляет контроль за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги?

Можно ли превышать установленные Правительством РФ предельные индексы?

С какого момента возникает обязанность по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение?

Что входит в плату за коммунальные услуги?

Как передаются объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности?

 

 

Где можно ознакомиться с тарифами на коммунальные услуги для жителей Республики Татарстан на 2018 год?

Тарифы на коммунальные услуги для жителей Республики Татарстан на 2018 год размещены на сайте Госкомитета: kt.tatarstan.ru в разделе «Документы» > «Тарифы» > «Тарифы 2018» > «Тарифы для населения», а также на Едином информационном портале «Открытый Татарстан».

 

Из чего складывается размер платежа?

В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации размер платежа граждан за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для конкретной ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, необходимо разделять понятия «тариф на коммунальный ресурс» и «плата за коммунальную услугу», предъявляемая гражданам исполнителем коммунальных услуг.

 

Какие меры предпринимаются государством в целях ограничения роста платежей населения за коммунальные услуги?

Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством утверждения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее – предельные индексы).

Указанное ограничение позволяет исключить случаи резкого роста платы граждан за коммунальные услуги и является механизмом для принятия сбалансированных решений в сфере регулирования тарифов ресурсоснабжающих организаций, установления нормативов потребления коммунальных услуг населением и бюджетного планирования, при одновременном обеспечении инвестиционной привлекательности отрасли.

Предельные индексы регулируют рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги - платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами (при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами). При этом рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций, может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину индекса.

Изменение платы граждан рассчитывается ежемесячно при сопоставимом наборе и объеме коммунальных услуг.

Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, определяют принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных индексов, основания и порядок их изменения в течение периода действия, порядок мониторинга и контроля за их соблюдением, основания и порядок согласования индексов представительными органами муниципальных образований.

Предельные индексы устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года) с разбивкой по годам и с календарной разбивкой.

В отдельных муниципальных образованиях максимальное изменение платы может превышать установленные на федеральном уровне ограничения. Такое решение может быть принято, если проведена процедура его согласования с представительными органами местного самоуправления конкретного муниципального образования.

Рост платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2018 г. не предусмотрен. Для Республики Татарстан индекс роста платы граждан за коммунальные услуги на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года составляет 4,2% (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2353-р от 26.10.2017).

Для муниципальных образований Республики Татарстан предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год утверждены Указом Президента Республики Татарстан от 30.11.2017 № УП-1037. Рост платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2018 г. не превышает 4,2% ни по одному муниципальному образованию.

С федеральным и региональным законодательством по данному вопросу можно ознакомиться на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам kt.tatarstan.ru в разделе «Документы» > «Нормативные документы» > «Федеральное законодательство/ «Региональное законодательство».

Контроль за правильностью начисления платы граждан за коммунальные услуги осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.

 

Как можно самостоятельно проверить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям?

На официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам kt.tatarstan.ru в разделе «Обращения и прием граждан» размещен «Калькулятор коммунальных платежей» - информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.

С предельными индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленными на 2018 год для каждого муниципального образования республики, можно ознакомиться в Указе Президента Республики Татарстан от 30.11.2017
№ УП-1037 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Татарстан на 2018 год».

Документ размещен на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам kt.tatarstan.ru в разделе «Документы» > «Нормативные документы» > «Региональное законодательство».

 

Как работает калькулятор коммунальных платежей на сайтах ФАС России и Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам?

«Калькулятор коммунальных платежей», размещенный на интернет-сайте ФАС России, является агрегатором ссылок на региональные калькуляторы коммунальных платежей, разработанные в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.

«Калькулятор коммунальных платежей», размещенный на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в разделе «Обращения и прием граждан», предназначен для примерного расчета платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (как индивидуальных, так и общедомовых), а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, применяемых для начисления платы за коммунальные услуги.

Результаты расчета регионального калькулятора носят информационный характер и не являются платежным документом. В случае расхождения данных граждане вправе самостоятельно обращаться в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан для получения информации об установленных тарифах, правильности их применения для конкретных регулируемых организаций и информации об установленных нормативах потребления коммунальных услуг.

 

Как работает механизм ограничения размера вносимой гражданами платы?

Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 417-ФЗ), введен механизм ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Данный закон направлен на регулирование отношений, связанных с ограничением изменения платы граждан за коммунальные услуги и предусматривает установление предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на долгосрочный период. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 718-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на период с 01.07.2014 по 2018 год. Указанное ограничение позволит исключить случаи резкого роста платы граждан за коммунальные услуги и является механизмом для принятия сбалансированных решений в сфере регулирования тарифов ресурсоснабжающих организаций, установления нормативов потребления коммунальных услуг населением и бюджетного планирования, при одновременном обеспечении инвестиционной привлекательности отрасли. Ограничение роста размера вносимой гражданами платы граждан за коммунальные услуги относится к совокупному платежу за все потребляемые коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами (при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами), определяемому в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций, может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.

Должна ли организация представлять информацию о своей деятельности по запросу потребителей?

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» и от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» организация обязана предоставить потребителям подлежащую свободному доступу информацию на основании письменного запроса о предоставлении информации.

Предоставление информации организацией по письменному запросу осуществляется в течение 15 календарных дней со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления с уведомлением о вручении или выдачи лично потребителю по месту нахождения регулируемой организации.

Регулируемые организации письменно сообщают по запросу потребителей адрес официального сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация.

При этом в случае если запрашиваемая информация раскрыта организацией в необходимом объеме на официальном сайте в сети "Интернет" и (или) в официальных печатных изданиях, регулируемая организация вправе сообщить, не раскрывая информацию по письменному запросу, адрес указанного официального сайта и (или) наименование и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена запрашиваемая информация

Кто в Республике Татарстан осуществляет контроль за правильностью начисления гражданам платежей за жилищно - коммунальные услуги?

Контроль за соблюдением установленного порядка начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги, а так же за применением в расчетах объемов потребления услуг в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 №1068, осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.

 

Кто осуществляет контроль за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги?

В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, контроль за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в субъектах Российской Федерации осуществляет орган государственного жилищного надзора.

 

Можно ли превышать установленные Правительством РФ предельные индексы?

Изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям Республики Татарстан не может превышать индекс по Республике Татарстан, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 43 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 (далее – Основы формирования индексов), в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по Республике Татарстан более чем на величину установленного отклонения. Основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований определены разделом IV Основ формирования индексов.

Согласно п.46 Основ формирования индексов основаниями для установления по муниципальному образованию предельных индексов с превышением среднего индекса по Республике Татарстан более чем на величину отклонения могут являться:

а) реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, реализация утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг;

б) установление нормативов потребления коммунальных услуг (нормативов накопления твердых коммунальных отходов) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

в) устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически обоснованных тарифов;

г) выравнивание уровня тарифов на коммунальные ресурсы в субъекте Российской Федерации, устанавливаемых для регулируемых организаций в различных муниципальных образованиях такого субъекта Российской Федерации в сопоставимых условиях;

д) соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного (планируемого к заключению) концессионного соглашения;

е) реализация утвержденных до 1 ноября 2015 г. инвестиционных программ регулируемых организаций.

 

С какого момента возникает обязанность по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение?

В соответствии со ст.153 Жилищного Кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

 

Что входит в плату за коммунальные услуги?

Для всех категорий пользователей жилыми помещениями Жилищным кодексом Российской Федерации установлено единое содержание понятия «плата за коммунальные услуги». Так, согласно п.4 ст. 154 ЖК, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами).

 

Как передаются объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности?

В соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение или пользование возможна только по договорам аренды или по концессионным соглашениям, которые могут быть заключены только на конкурсной основе, в порядке предусмотренном, отраслевым и антимонопольным законодательством.

Согласно требованиям указанного законодательства органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют в случаях, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях, согласование значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), метода регулирования тарифов, а также плановых значений показателей надежности, качества энергетической эффективности.

Кроме того, согласно законодательству водоснабжения, водоотведения и Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» согласование метода регулирования тарифов, значений долгосрочных параметров регулирования и плановых значений  показателей надежности, качества энергетической эффективности осуществляется на стадии подготовки конкурсной документации.

Порядок согласования органом регулирования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов определен разделами VII, VII (1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406.

Таким образом, передача прав на объекты  теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения без соблюдения указанных процедур является нарушением законодательства.

Последнее обновление: 3 апреля 2018, 11:44

Copyright © 2003 — 2018
Кабинет Министров Республики Татарстан
Яндекс цитирования