«Из Татарии в Татарстан»: МУП «Метроэлектротранс»

Продолжаем нашу традиционную рубрику «Из Татарии в Татарстан» о регулируемых организациях республики, истории их создания и развития. Одно из таких предприятий – МУП «Метроэлектротранс»

МУП «Метроэлектротранс» является одним из крупнейших транспортных предприятий Республики Татарстан, обеспечивающим работу наземного и подземного электрического транспорта.

История Казанского трамвая.

Министерство путей сообщения России 1 января 1870 года одобрило проект конно-железной дороги в г.Казани. Через пять лет, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка. К концу 19 века действовало 5 линий конно-железной дороги общей протяженностью 18,3км. Средняя скорость движения не превышала 7,5км/час.

 Со временем конка переходит в ведение Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог в г.Казани, которое сразу же стало осуществлять идею создания в г.Казани электрического трамвая. Именно это общество и перевело конную тягу на электрическую. Кстати казанский трамвай был построен в старой России вторым после Киевского. 18 ноября 1899 года было открыто движение электрического трамвая в Казани по линиям конки. 13 декабря 1900 года конка прекратила свое существование.

С началом Великой Отечественной войны практически вся автотехника была мобилизована, и единственным средством сообщения в городе остался трамвай. В декабре 1962 года начальником Казанского ТТУ становится Хайдар Хуснутдинович Акалаев, проработавший на этой должности 33 года. В день 105-летия со дня открытия движения электрического трамвая в г.Казани трамвайному депо №2 было присвоено имя Х.Х.Акалаева.

В тяжелые годы войны в глубоком тылу боролся с врагом Иван Константинович Кабушкин, проработавший вагоновожатым с 1932 по 1937 год в Казанском трамвайном депо. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Кабушкину Ивану Константиновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.08.2009 №589 трамвайному депо №1 МУП «Метроэлектротранс» присвоено имя Героя Советского Союза Ивана Константиновича Кабушкина.

Празднование 100-летия Казанского трамвая в 19 ноября 1999 года. Праздник организован на улицах города, где жители могли увидеть парад вагонов от «Конки» до современного трамвая.

 История Казанского троллейбуса.

27 ноября 1948 года открыта первая в Казани троллейбусная линия протяжённостью около 9 км.

Так начался новый этап в развитии электрического транспорта: теперь на улицах Казани рядом с трамваем мирно соседствовал троллейбус.

К празднованию 60-летнего юбилея 27 ноября 2008 года в Казани открылся музей-троллейбус. На праздновании присутствовали гости со всех уголков России и Татарстана, вручали награды лучшим работникам мэр города И.Р. Метшин, Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ И.Г.Фасхутдинов, председатель Федерации профсоюзов РТ Т.П. Водопьянова.

История Казанского метро.

5 апреля 2004 года Главой администрации г.Казани К.Ш. Исхаковым, во исполнение распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан (№ 417-р от 02.04.2004г.), было издано Постановление № 511 о создании Муниципального унитарного предприятия «Казанский метрополитен». Тем же постановлением на должность генерального директора МУП «Казанский метрополитен» назначен А.Г.Галявов, ранее возглавлявший МУП «Казгорэлектротранс».

27 августа 1997 года открыто строительство Казанского метрополитена. На площади Г.Тукая соорудили гранитно-мраморную ротонду и заложили в ее основание капсулу с обращением к потомкам.

27 августа 2005 года в присутствии Президента РФ В.В.Путина и Президента РТ М.Ш.Шаймиева, введен в эксплуатацию 1-й пусковой участок 1-й линии Казанского метрополитена.

МУП «Метроэлектротранс» сегодня.

На балансе предприятия находятся 131 трамвайный вагон и 216 троллейбусов. Весь подвижной состав эксплуатируется на 6-ти трамвайных и 13-ти троллейбусных маршрутах, имеющих общую протяжённость маршрутной сети 502 км. В часы пик выпуск на маршруты составляет 88 трамвайных и 159 троллейбусных вагона. Бесперебойную работу наземного электрического транспорта обеспечивают 2 трамвайных депо, 2 троллейбусных депо, служба пути, служба энергохозяйства и аварийно-восстановительное формирование. 31 тяговая подстанция общей мощностью 71400 кВт, в т.ч. 23 подстанции теле- и радиоуправляемые, обеспечивают надёжное энергоснабжение наземного подвижного состава. Для организации работы трамваев и троллейбусов на линии служат 8 диспетчерских станций и 2 контрольных поста. Для транспортного обслуживания, проведения ремонтных и строительных работ, предприятие имеет 122 ед. автотракторной и специализированной техники.

Метрополитен на сегодняшний день оснащен 14 четырехвагонными электропоездами, которые эксплуатируются на 11 станциях метро, протяженность линии составляет 16,7 км. Казанский метрополитен обслуживают более 750 сотрудников.

В Казанском метрополитене внедрено высокотехнологичное и современное оборудование систем энергоснабжения, автоматики и связи на основе стандарта «ТЕТРА» с применением щелевого кабеля, систем теленаблюдения, подвижного состава нового поколения с асинхронным тяговым электроприводом, комплексной станционной и поездной системой «Движение», новых конструкций верхнего строения пути. Предусмотрены все необходимые мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров.

Внедрена современная система автоматизации метрополитена, которая в рамках единого подхода на базе совокупных технических средств и программного обеспечения, решает задачи автоматизации технического процесса пассажирских перевозок.

 

По материалам МУП «Метроэлектротранс»


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International