Казанский речной порт - один из ключевых транспортных центров и крупнейший порт Татарстана, который Единой глубоководной системой Европейской части России связан с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским, Чёрным морями. Поэтому Казанский порт еще называют «Портом пяти морей».
Возникшая у волжского торгового пути Казань издревле является одним из крупнейших центров волжского судоходства. Известно, что уже в XV веке на волжском Гостином острове у Казани ежегодно проводилась весенняя ярмарка. После присоединения Поволжья к Русскому царству в казанские пристани заходили суда купцов, которые под охраной стрельцов (и «ясаульных стругов») отправлялись караванами весной от Нижнего Новгорода до Астрахани и осенью из Астрахани вверх по Волге. Приказанское село Бишбалта, находившееся у устья Казанки близ Зилантова Успенского монастыря, славилось своими мастерами и являлось центром местного судостроения. В 1710 году здесь выстроили для Балтийского флота целую эскадру из пяти кораблей — «Орёл», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда» и «Город Казань», а затем ещё несколько судов для Каспийского моря.
Согласно указу Петра I в 1718 году на левом берегу Казанки на пустынной пашенной земле Зилантова монастыря у деревни Бишбалта (Бежболды) было создано адмиралтейство. Император самолично осмотрел Казанское адмиралтейство в 1722 году.
В течение последующих ста лет Казань являлась крупнейшим центром кораблестроения на Волге. Здесь была построена большая часть судов военной флотилии для Персидского похода 1722—1723 годов.
Ещё в XVIII веке у верфи возникла Адмиралтейская слобода. Российские монархи, посещавшие Казань, прибывали к городу по Волге. В мае 1767 года город торжественно встречал гребную флотилию (галеры «Тверь», «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород», «Симбирск», «Ржев Владимиров», «Лема», «Севостьяновка» и «Вома»), на которой прибыла императрица Екатерина II со свитой в 1122 человека.
В октябре 1817 года в Казань с Камы прибыли два парохода мощностью 8 и 36 л.с., построенные владельцем Пожевского железоделательного завода В. А. Всеволожским. Это были первые пароходы на Волге.
Открытие пароходного сообщения на Каме и Волге повысило значение Казани как крупного центра транзитной торговли. В конце XIX века пристань Казань являлась самой большой на Волге после Нижегородской.
Во время Великой Отечественной войны в Казань по Волге были эвакуированы мирные жители, многие предприятия, из Казани на фронт через пристани отправлялось большое количество военных грузов, особенно к осаждённому Сталинграду. 19 июля 1941 года пристани Казань было вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР.
Согласно приказу Министра речного флота СССР З.А.Шашкова, в апреле 1948 года пристань Казань была преобразована в Казанский речной порт.
В июле 1948 года казанские портовики положили начало добыче песчано-гравийной смеси на реке Волге в районе Юматихи. С 1949 года первые плавучие паровые краны Казанского речного порта начали добывать песчано-гравийную смесь (ПГС) со дна реки Камы в районе Лаишево.
В 1950 году Государственный институт проектирования объектов речного транспорта (Гипроречтранс) начал проектирование нового речного порта Казани. Решение о сооружении в Казани нового полностью механизированного речного порта и переоборудования ряда пристаней Казанского РУРФ было утверждено в октябре 1952 года.
20 декабря 1957 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первые объекты порта. Объекты и сооружения нового порта (склады, портальные краны, зарядная станция, ремонтно-механические мастерские и др.) принимались от строителей в эксплуатацию по мере их готовности вплоть до 8 июня 1964 года, когда Государственная комиссия подписала акт о приёмке нового Казанского порта в эксплуатацию.
Сегодня АО «Судоходная компания «Татфлот» является одним из самых крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность на водных просторах Республики Татарстан в акватории рек Волги и Камы. Многоплановая деятельность предприятия охватывает практически все направления, связанные с водным транспортом: перевозка пассажиров, перевозка грузовым флотом, буксировка судов; переработка грузов, включающая в себя погрузочно-разгрузочные работы, складские операции, транспортно-экспедиторскую деятельность; разработку месторождений песчано-гравийной смеси (ПГС), производство маркшейдерских работ при разработке месторождений полезных ископаемых, бурение разведочных, поисковых структурных и опорных скважин на твердые полезные ископаемые; добыча нерудных строительных материалов (НСМ); производство продукции.
АО «СК «Татфлот» является одним из крупнейших речных перевозчиков Российской Федерации и обладает более 85% пассажирского и грузопассажирского флота республики Татарстан.
Деятельность предприятия по пассажирским перевозкам можно условно поделить на два сегмента:
- экскурсионно-прогулочные пассажирские перевозки;
- пригородные транспортные маршруты.
Социально значимые пассажирские перевозки в Республике Татарстан сохраняются для доставки жителей городов к дачам, садовым участкам и местам отдыха. Подобные маршруты обеспечивают социально значимые перевозки пассажиров в пригородном сообщении.
Пригородные водные перевозки АО «СК «Татфлот» осуществляются по маршрутам пригородного сообщения, утвержденным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан вверх по реке Волга до Свияжска, вниз до Болгар, по реке Кама от Чистополя до Сухого Берсута, а также паромной переправой Зеленодольск — Вязовые.
По материалам АО «Судоходная компания «Татфлот»