В госкомитете обсудили актуальные вопросы в электросетевом комплексе

2 августа 2024 г., пятница

2 августа 2024 года прошла квартальная Коллегия Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам под председательством Александра Груничева. Ключевой темой заседания стали актуальные вопросы в электросетевом комплексе в современных условиях. В заседании приняли участие представители Кабинета Министров Республики Татарстан, руководители министерств и ведомств республики, органы местного самоуправления, регулируемые предприятия, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Вначале своего выступления председатель Госкомитета подчеркнул, что электроэнергетика — это важнейшая фундаментальная отрасль промышленного сектора России, которая занимает важное место в экономическом секторе, она задействует науку, технику, природные ресурсы. От уровня ее развития зависит эффективность работы предприятий и состояние всего народного хозяйства в целом, производительность на производствах и социальное развитие общества, движение научно-технического прогресса и обеспечение комфортной жизни населения страны. Отрасль в качестве фундаментальной основы экономики является базой для отсчета цен на товарную продукцию и услуги. Роль электросетевого комплекса в энергетике страны состоит в обеспечении надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей путем организации максимально эффективной сетевой инфраструктуры по тарифам на передачу электрической энергии, обеспечивающим приемлемый уровень затрат на электрическую энергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность отрасли.

О регулировании электросетевого комплекса Республики Татарстан и перспективах доложил заместитель председателя Госкомитета Сергей Павлов. Так же спикер озвучил предложения Госкомитета о том, что необходимо вернуться к пересмотру размеров предельных величин перекрестного субсидирования для каждого региона с учетом объективной и полной оценки региональных условий энергоснабжения «котловых» потребителей с дальнейшей корректировкой. Далее, в целях сдерживания роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии и сокращении величины перекрестного субсидирования предлагается внести изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178  «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в части определения целевого использования экономии расходов на оплату потерь электрической энергии в качестве обязательного источника финансирования инвестиционных программ территориальных сетевых организаций аналогично амортизации основных средств. И при определении расчетной предпринимательской прибыли территориальных сетевых организаций не учитывать расходы на оплату потерь электрической энергии, а учитывать только затраты на содержание сетей (собственная необходимая валовая выручка) без оплаты услуг ФСК. При определении расчетной предпринимательской прибыли гарантирующих поставщиков исключить стоимость покупной электрической энергии (мощности). Не включать в состав затрат компенсацию расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли для территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков.

«Проведение Коллегии сегодня обусловлено необходимостью обсуждения и оценки существующего состояния электросетевого комплекса, актуализации его роли в электроэнергетической отрасли республики, а также выявления проблем, препятствующих его эффективному функционированию и развитию. В ходе дискуссии участники обсудят предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего эти вопросы», - дополнил выступление спикера Александр Груничев.

Председатель Госкомитета РТ по тарифам напомнил, что актуальным вопросом в сфере электроэнергетики является механизм реализации регуляторных соглашений. Такие соглашения заключаются между территориальными сетевыми организациями и региональными тарифными органами и подлежат обязательному согласованию с ФАС России. После заключения соглашения ТСО обязана оказывать услуги по передаче электроэнергии, достигать необходимых плановых показателей, а также выполнять установленную инвестиционную программу. В свою очередь регулирующий орган утверждает долгосрочные тарифы (не менее чем на 5 лет). Принцип работы регуляторных соглашений – «тариф в обмен на инвестиции». Так как Новгородская, Омская области и Чеченская республика первыми среди российских регионов заключили регуляторные соглашения, регулятор из Новгородской области поделиться своим опытом в рамках повестки коллегии. Участники рассмотрели актуальные вопросы по практике заключения регуляторного соглашения в сфере электроэнергетики, о которых пояснил председатель комитета по тарифной политике Новгородской области Виталий Павленко.

О практике заключения регуляторного соглашения доложила заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Нижегородской области Галина Топникова.

Отдельное внимание на заседании было уделено актуальным вопросам развития энергосистемы Республики Татарстан, о которых рассказал в своем докладе и.о. директора Филиала АО «СО ЕЭС» РДУ Татарстана Владимир Шумилкин.

Справочно: АО «Системный оператор Единой энергетической системы единолично осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России, обеспечивая ее устойчивое функционирование, а также отвечает за планирование перспективного развития электроэнергетических систем страны. В структуру Системного оператора входят 7 филиалов - объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и 49 филиалов - региональных диспетчерских управлений (РДУ).

Более подробно с докладами и презентациями выступающих можно ознакомиться здесь.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International