В рамках празднования 100 летия образования ТАССР и 50 летия образования Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, продолжаем знакомить Вас с архивными документами связанными с историей тарифо- и ценообразавания в Республике Татарстан.
Со 2 января 1992 г. сделан очередной шаг на пути к переходу к рынку либерализации цен. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.91г. № 55 «О мерах по либерализации цен» Комитетом цен было подготовлено, а Правительством Татарстана принято постановление от 28.12.91 г. № 591 по указанному вопросу.
Этим постановлением предусматривалось широкое применение свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.
В целях социальной поддержки населения в условиях либерализации цен в республике проведена политика мягкого поэтапного вхождения в рынок. Это прежде всего выражено в установлении регулируемых цен на основные продовольственные товары.
Начиная с января 1992г. регулирование цен Правительством осуществлялось по следующему перечню товаров:
мясо и мясопродукты
масло животное и растительное
молоко, молочные продукты, сыры
хлеб, хлебобулочные изделия
мука, крупа и макаронные изделия
сахар-песок
яйца
водка
соль
спички
картофель, свекла, морковь, лук репчатый, капуста, мыло хозяйственное, синтетические моющие средства.
В условиях широкого применения предприятиями и организациями свободных цен значительно повысилась роль и ответственность Комитета цен за уровень и соотношение цен, складывающихся в регионе, возросла необходимость постоянного анализа процессов формирования цен предприятиями и организациями, расположенными на территории республики, с тем чтобы на этой основе принимать оперативные меры по предотвращения чрезмерного роста цен.
В целях ограничения роста цен на товары детского ассортимента и предметы первой необходимости были подготовлены проекты Указа Президента республики и постановления Кабинета Министров, ограничивающие размер прибыли до 30% на товары первой необходимости и до 15% на товары детского ассортимента.
Комитетом цен проводится работа по контролю за выполнением Указа президента Республики Татарстан от 17.02.92г. «О дополнительных мерах по стабилизации продовольственного обеспечения населения республики и социальному развитию села 1992 году» в частности формирования свободных цен на продукцию и товары поставляемые для нужд сельского хозяйства. Указом установлено, что отпускные цены на промышленную продукцию, производимую предприятиями для агропромышленного комплекса не должны превышать 3-4-х кратного увеличения цен, к ценам действовавшим в 1991 году.
Проводя работу по государственному регулированию цен в республике, Комитет цен начал тесно взаимодействовать с Татарским территориальным антимонопольным управлением в части контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства и пресечения злоупотреблений своим доминирующим положением на рынке товаров и услуг. Комитетом цен разработан и распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.08.92г. № 510-р введён в действие временный порядок декларирования свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями монополистами Республики Татарстан включёнными в государственный реестр.
Настоящий порядок разработан во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.91г. № 591 «О мерах по либерализации цен» и предусматривает декларирование в Госкомцен Республики Татарстан повышение свободных (рыночных) цен и тарифов предприятиями, включенными в Государственный Реестр предприятий-монополистов.
По состоянию на 1.07.92г. Татарстанским антимонопольным управлением в Государственный Реестр включено 68 предприятий-монополистов различных отраслей промышленности. В связи с этим комитету предстоит огромная работа по проверке правильности формирования цен этими предприятиями, государственное же регулирование цен будет осуществляться путём установления предельных, фиксированных цен или предельных коэффициентов изменения цен.
В связи с переходом со 2.01.92г. Российской Федерации на продажу продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг по свободным ценам (постановление правительства России от 19.12.91г. № 55), Правительство Республики Татарстан постановлением от 28.12.91г. № 591 в целях социальной защиты населения утвердило предельные коэффициенты на услуги (коммунальные и прочие), оказываемые населению в размерах (кратным увеличением цен) к тарифам действующим в 1991 году;
- топливо (уголь, торфяные и угольные брикеты, дрова) - 5
- газ сжиженный - 3
- газ сетевой - 5
- тепловая энергия для центрального отопления
и горячего водоснабжения - 3
- услуги водопровода и канализации - 3
- услуги связи - 3
- ритуальные услуги (кроме изготовления
гробов, памятников) - 2
- услуги бань (отделения II, III разрядов) - 2
- услуги пригородного железнодорожного
речного и автомобильного транспорта - 2
- воздушного транспорта - 3
С 1.04.92г. для государственных предприятий торговли , бытового обслуживания, общественного питания распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.92 № 217-р с целью ограничения роста цен на услуги оказываемые этими предприятиями был установлен понижающий коэффициент 0,5 к тарифам на тепловую и электрическую энергию, установленным распоряжением Кабинета Министров РТ от 12.02.92 № 65-р.
В связи с завышением тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на пригородных маршрутах Кабинет Министров РТ постановлением от 08.07.92г. № 391 принял решение снизить с 1 июля по 30 октября 1992г. на 50% тарифы, установленные с 1.06.92г. и этим же постановлением утверждены и введены в действие с 1 июля 1992г. тарифы за проезд пассажиров и провоз багажа в городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) в размере 1 рубля.
Государственным комитетом Республики Татарстан поценам за 8 месяцев 1992 г. проверено 1080 предприятий промышленности, торговли, транспорта, бытового обслуживания населения, кооперативов, предприятий агропромышленного комплексаи др. в 447 из них выявлены нарушения дисциплины цен, что составляет 41% от числа проверенных.
Непосредственно инспекторами инспекции по ценам проверено 320 организаций и предприятий, в 76% проверенных предприятий выявлены различного рода нарушения цен.
В переходный период к рыночным отношениям предприятия и организации стремятся получить необходимый доход за счёт нарушения дисциплины цен, поэтому роль инспекции по контролю за соблюдением цен всё более возрастает.
Учитывая вышеизложенное, в переходный период к рынку, а также в целяхснижения уровня цен и социальной защиты населения, Комитет цен и Минторг ТССР полагали бы возможным на продукты питания, отдельные группы промышленных товаров массового спроса и тарифов на коммунальные услуги отменить налог на добавленную стоимость с оптовых цен и ограничить уровень рентабельностидо25% к полной себестоимости при реализации товаров в пределах республики, закрепив это соответствующим решением Правительства ТССР.
Кроме того в целях недопущения необоснованного роста цен Комитет цен просит предоставить ему право по предварительной регистрации и экспертизе свободных цен на основные продовольственные и не продовольственные товары народного потребления, так же закрепив это право соответствующим решением Правительства республики или Указом Президента ТССР.