В Государственном комитете РТ по тарифам в самом разгаре тарифная кампания 2020. На рассмотрении находится более тысячи тарифных дел на тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Новый тариф, который, как правило, выше прежнего, всегда вызывает некое недовольство у тех, кто оплачивает коммунальные услуги. С одной стороны, это кажется справедливым, рост платежей, действительно, больная тема для большинства жителей страны. С другой, расходы коммунальных предприятий тоже растут: дорожают ресурсы, есть необходимость реконструкции и ремонта устаревающего оборудования и сетей (иначе в один прекрасный момент можно остаться без воды, света и отопления). А на это нужны деньги. Как, например, автомобилисту, чтобы машина бегала, надо и масло поменять, и подвески, и топливом постоянно заправляться. Кругом расходы…
О том, как все-таки учесть интересы и потребителя и производителя коммунальных услуг мы попытались разобраться вместе со специалистами Госкомитета РТ по тарифам.
Посыл об интересах производителя и потребителя коммунальных услуг – основной. Главный принцип, которым руководствуется регулирующий орган, устанавливая тарифы, - это соблюдение баланса экономических интересов поставщиков ресурсов и их потребителей. И принятию тарифного решения предшествует серьезная аналитическая работа.
Итак, как же происходит утверждение тарифов? После того, как регулируемая организация подает заявление об установлении или корректировке тарифа, который, как правило, значительно превышает тот, что устанавливается в конечном итоге, специалисты Госкомитета проверяют обоснованность заявленных предприятием расходов. Специалисты тщательно изучают предложения организации об установлении стоимости ресурса, анализируют фактические затраты предприятия, рассчитывают прогнозные тарифы и формируют экспертное заключение и проект тарифного решения.
Далее подготовленные документы и материалы, включающие экспертное заключение, выносятся на обсуждение Согласительной комиссии, которая призвана устранить возможные разногласия еще до принятия решения. В ее составе как представители экспертного сообщества, так и члены Общественного совета при Госкомитете РТ по тарифам. До заседания комиссии они тоже получают материалы и проекты тарифных решений, которым дают свою независимую оценку.
На заседание комиссии приглашаются представители органов местного самоуправления муниципального образования, на территории которого ресурсоснабжающая организация осуществляет регулируемую деятельность, представители регулируемой организации и представители органов государственной власти, экспертных и общественных организаций. Нередко на этом этапе возникают вопросы, связанные с разницей в подходе к обоснованию затрат предприятия. Организации, уповая на убыточность деятельности, чаще всего не согласны со снижением своих расходов экспертами Госкомитета. Однако специалисты регулирующего органа, анализируя затраты предприятий, их необходимую (для безубыточности) валовую выручку, рассчитывая тариф, руководствуются методиками расчетов, утвержденными Правительством России. Тем не менее, с учетом выявленных в ходе заседания Согласительной комиссии дополнительных фактов проект решения может быть скорректирован.
И только после этого проект тарифного решения выносится на рассмотрение Правления Госкомитета, на заседании которого и устанавливается новый тариф.
При этом Госкомитет исходит из того, что плата потребителей ресурсов, в конечном счете, не может превышать установленные Правительством РФ предельные индексы платы граждан за коммунальные услуги. На 2019 год они, к примеру, были установлены на уровне 1,7% - с 1 января по 30 июня, и 3% - с 1 июля по 31 декабря.