1. Где можно ознакомиться с тарифами на тепловую энергию для жителей Республики Татарстан на 2024 год?
2. Где можно ознакомиться с утвержденными нормативами тепловой энергии на нужды «отопления»?
3. На основании, каких нормативных правовых актов устанавливаются тарифы на тепловую энергию?
8. Как будут меняться тарифы в 2024 году? С чем связано повышение тарифов?
9. Из чего складывается размер платежа за отопление?
Ответы
1. Где можно ознакомиться с тарифами на тепловую энергию для жителей Республики Татарстан на 2024 год?
Тарифы на тепловую энергию и соответствующие постановления Госкомитета размещены на сайте Госкомитета: http://kt.tatarstan.ru/, в разделе «Деятельность» > «Тарифы» > «Тарифы 2024» > «Тарифы для населения».
Так же в Едином информационном портале «Открытый Татарстан» (https://open.tatarstan.ru/reports/categories/10172193/reports/28764) и на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) (https://dom.gosuslugi.ru/#!/public-tariff/communal-resources/search).
2. Где можно ознакомиться с утвержденными нормативами тепловой энергии на нужды «отопления»?
Полномочия по утверждению нормативов тепловой энергии на нужды отопления закреплены за Министерством архитектуры, строительства и ЖКХ Республики Татарстан (далее – Министерство).
Приказом от 21 августа 2012 г. № 132/о (документ с изменениями, внесенными Приказом от 20 мая 2013 г. № 62/о) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению многоквартирных и жилых домов с централизованными системами теплоснабжения для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан» вы можете ознакомиться на сайте Министерства: http://minstroy.tatarstan.ru/, в разделе «Деятельность» > «Жилищно-коммунальное хозяйство» > «Начисления и оплата населением жилищно-коммунальных услуг». (http://minstroy.tatarstan.ru/rus/nachisleniya-i-oplata-naseleniem-zhilishchno-2475757.htm)
3. На основании каких нормативных правовых актов устанавливаются тарифы на тепловую энергию?
Тарифы на тепловую энергию устанавливаются Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам отдельно для каждого поставщика данной услуги в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm), с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm) и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm).
4. Почему на территории Республики Татарстан тарифы на тепловую энергию различны? От чего зависит величина тарифа?
Тарифы на тепловую энергию устанавливаются Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010№190-ФЗ «О теплоснабжении» (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm), с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm) и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm).
Тарифы на тепловую энергию устанавливаются индивидуально для каждого поставщика тепловой энергии.
Стоимость услуги по теплоснабжению зависит от особенностей технологических процессов предоставления данной услуги (способа выработки тепла, характеристики котлов, степени загрузки оборудования, протяженности тепловых сетей до потребителей, износа основных фондов, расчетного объема производства тепловой энергии и т.д.).
Тарифы различных хозяйствующих субъектов не могут быть одинаковыми, поскольку рассчитываются исходя из конкретных технико-экономических показателей организации.
5. К полномочиям каких органов относится контроль за соблюдением начисления платежей по услуге теплоснабжения?
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 №1068 контроль за соблюдением установленного Государством порядка начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за услугу теплоснабжения, осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.
6. К какой информации о регулируемой деятельности обязаны обеспечить свободный доступ организации, осуществляющие теплоснабжение?
Перечень информации, подлежащей свободному доступу, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023г. № 110 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения». Регулируемыми организациями подлежит раскрытию следующая информация:
а) о регулируемой организации (общая информация);
б) о ценах (тарифах) в сфере теплоснабжения на товары (услуги) регулируемой организации, подлежащих регулированию;
в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности);
г) об основных потребительских характеристиках товаров, услуг регулируемой организации, цены (тарифы) в сфере теплоснабжения на которые подлежат регулированию;
д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их исполнении;
е) о наличии (об отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о принятии и ходе рассмотрения заявок на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения;
ж) об условиях, на которых осуществляется поставка товаров (оказание услуг) в сфере теплоснабжения, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию, и (или) условиях договоров о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения;
з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения;
и) о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых регулируемой организации для производства товаров (оказания услуг) в сфере теплоснабжения, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию;
к) о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на очередной расчетный период регулирования.
Раскрытая организациями информация в разрезе регулируемых услуг размещена на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в разделе «Раскрытие информации».
Информацию о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, регулируемая организация раскрывает в том числе путем опубликования ее на официальном сайте в сети «Интернет» в обязательном порядке
7. Почему возникает большая разница в начислениях за услуги отопления в зимний период? От чего зависит величина платежа за отопление?
В соответствии со ст.157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Расчет стоимости 1 м2 отопления и 1 м3 горячего водоснабжения рассчитывается управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК) индивидуального для каждого дома в соответствии с потребленными объемами коммунальных услуг и утвержденными Госкомитетом тарифами для поставщиков услуг.
В соответствии с п.15 Основ ценообразования, тарифы на тепловую энергию устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из не превышения величины тарифов в первом полугодии очередного расчетного периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Основной причиной роста платежей в зимний период (значительная разница в начислениях по месяцам) является изменение температурного режима, повышение температуры наружного воздуха (к примеру, январь - теплый, февраль - очень холодный), что приводит к фактическому росту теплопотребления.
Таким образом, разница в начислениях возникает из за большего потребления жилым домом тепловой энергии в холодный месяц, тариф на тепловую энергию применяемый, для расчета услуг на отопление для потребителей в холодный месяц остается неизменным и соответствует тарифу установленному Госкомитетом.
Тариф является лишь одной из составляющих платежа за услугу отопления. Не менее значимое влияние на уровень платы оказывает величина объема потребляемой тепловой энергии. Объемы потребления тепловой энергии индивидуальны для каждого дома и зависят от энергоэффективности дома в целом и исправности теплосчётчика. В случае, если фасад дома недостаточно утеплён, в холодные месяцы постоянно открыты окна в подъезде, то, соответственно, потребление тепловой энергии будет выше.
8.Как будут меняться тарифы в 2024 году? С чем связано повышение тарифов?
Индексация тарифов на тепловую энергию на 2024 год предусмотрена с
1 июля 2024 года.
Планируемое повышение тарифов на тепловую энергию обусловлено существующей в стране инфляцией (ростом цен на газ, электроэнергию, на товары). Тарифы на тепловую энергию ежегодно устанавливаются с учетом изменения параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, который доводится Министерством экономического развития Российской Федерации.
9. Из чего складывается размер платежа за отопление?
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации размер платежа граждан за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для конкретной ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, необходимо разделять понятия «тариф на коммунальный ресурс» (тепло или вода) и «плата за коммунальную услугу», предъявляемая гражданам коммунальных услуг ЕРЦ.