Пассажиры по часу стоят на остановках, малые города во власти бомбил, а перевозчики ждут прихода федералов, которые всем выкрутят руки.
20 ноября транспортники отметили профессиональный праздник, а сегодня их ждет «подарок» в виде проверок QR-кодов под угрозой штрафов до 500 тыс. рублей за каждого непривитого пассажира. Впрочем, меры окажутся лишь очередным гвоздем в крышку гроба. Перевозчики и эксперты отрасли, с которыми пообщался «БИЗНЕС Online», дают неутешительный прогноз: без изменения действующей государственной политики пример Бугульмы, где все городские автобусы пустили на металлолом, станет общей практикой. Спасет же ситуацию очередной «региональный оператор» с бенефициарами в Москве, который будет работать совсем на других условиях.
Жители Татарстана теряют казавшееся неотъемлемым благо цивилизации — общественный транспорт. Вот лишь некоторые контуры разворачивающегося на глазах кризиса:
Современный общественный транспорт сегодня по большому счету недоступен примерно для миллиона жителей Татарстана. Люди недовольны, они жалуются и возмущаются в социальных сетях, критикуют власти. В минтрансе РТ отвечают согласно букве закона, хладнокровно повторяя мантру: «Организация пассажирских перевозок в пределах муниципального образования относится к компетенции органов местного самоуправления».
В Набережных Челнах, например, выходят из положения в лучших традициях Древней Руси — ударили челом к «царю». Раз не может помочь свое правительство, взоры обратились к Москве, которой КАМАЗ поставляет электробусы. Мэр российской столицы Сергей Собянин в марте передал автограду 80 подержанных «ЛИАЗов» — бесплатно, словно ношеную шубу с барского плеча. В сентябре в Челнах на допдоходы горбюджета купили 21 «НЕФАЗ» за 234 млн рублей, но, по словам мэра города Наиля Магдеева, надо еще 250 автобусов, а это больше 2,5 млрд рублей.
В Нижнекамске новый градоначальник Рамиль Муллин оценивает обновление парка общественного транспорта в 500–700 млн рублей. В Альметьевске ежегодно на автобусы горбюджет тратит 40–50 млн рублей, но нужно в 4 раза больше.
В исполкоме Казани после ухода трех перевозчиков выкручиваются благодаря советскому запасу прочности муниципальных ПАТП, но и здесь два убыточных предприятия уже сливают в одно, оптимизируя перепробеги автобусов.
В Бугульме вместо регулярных рейсов пустили заказные (машины из парка пригородного перевозчика), отменив проездные.
Участники рынка автобусных перевозок Татарстана называют пять причин, из-за которых в сфере общественного транспорта назрел системный кризис:
Рассмотрим более детально причины транспортного кризиса в Татарстане. Выслушаем позицию пассажирских перевозчиков РТ, профильной ассоциации и экспертов.
В Татарстане принята система так называемого нетто-контракта перевозок. Это договор между пассажиром и перевозчиком: пассажир покупает билет и платит деньги владельцу автобуса. Тариф на проезд либо регулируемый, либо нет. Власти республики регулируют тарифы пассажирских перевозок в 33 муниципалитетах — там цену билета назначает госкомитет по тарифам. Стоимость проезда на 163 межмуниципальных маршрутах предприятия РТ устанавливают самостоятельно.
Цена проезда — вещь остросоциальная. Тарифы зажаты по максимуму, чтобы перевозчик не жировал, а работал, оставаясь между молотом убытков и наковальней тарифной политики. На что тратятся перевозчики? Зарплата и налоги — 41% расходов. Топливо — 26%. Лизинг за автобусы — 14%. Общехозяйственные расходы — 10%, ремонтный фонд — 7%, амортизация — 2%. Прибыль в тариф не заложена вообще.
В госкомитете РТ по тарифам не торопятся рассматривать заявки на повышение цен. Пятая часть муниципалитетов республики подала в госкомитет заявления по пересмотру цены перевозки пассажиров. Стоимость проезда просят повысить перевозчики Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Мензелинска, Нижнекамского и Сабинского районов. На какую сумму вырастут тарифы, госкомитет в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» не уточнил, но рост затронет 60% жителей Татарстана.
Например, в Мензелинске цена проезда в общественном транспорте не менялась с 2015 года и составляет 15 рублей. Экономически обоснованным минимумом директор ООО «Мензелинское АТП» Рамиль Каюмов называет 20 рублей. Муниципалитет подал документы о повышении стоимости проезда еще летом 2021-го. «Но воз и ныне там, согласования на 2022 год до сих пор нет», — говорит Каюмов.
В январе госкомитет поднял в Казани цену проезда с 30 до 35 рублей, но оставил прежним тарифное меню для льготников и пассажиров с транспортными картами. «Экономического эффекта нет — пассажиры „пересели“ на транспортные карты и ездят по 27 рублей, — говорит учредитель ООО „АТП № 9“ Ильдар Назыров. — В день 16 рублей экономии, в месяц — 300 рублей. Доля наличных расчетов упала до 5–7 процентов, но тем самым в городе обесценился проезд. Для нашего предприятия — на 2 рубля».
«Корректировка тарифа должна быть ежегодной на сумму роста цены энергоносителей, запчастей, а не раз в два года или пять лет. Назрел системный кризис: тарифы сдерживают, а субсидирования нет», — указывает на проблему председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков.
Экономически обоснованная цена проезда в общественном транспорте в странах с российским уровнем ВВП на душу населения составляет $1,5, говорит директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «Это 100 рублей! Жители какого города России готовы заплатить эту сумму? Нет таких. Даже в Москве билетик стоит 60 рублей без оптовых скидок», — говорит Блинкин.
Остается и проблема с льготниками: транспорт выполняет социальную функцию. Существует два способа поддержки: дотирование незащищенных категорий граждан либо самого бизнеса. В Татарстане схема гибридная: транспортные карты для льготников безлимитны и недороги, а дотацию за каждую поездку получает перевозчик.
«По решению республиканских властей перевозка льготников лежит на плечах транспортников», — констатируют участники рынка и напоминают, что проезд льготника в Казани стоит 20 рублей, тогда как для остальных — 27 рублей. При этом в общем пассажиропотоке доля льготников доходит до 45%, поэтому средняя цена проезда в Казани — 23 рубля. Похожая ситуация и в других муниципалитетах.
Критической обстановку делают «коронавирусные» локдауны. Например, в 2020 году общественный транспорт Казани потерял 30% пассажиропотока и получил 150 млн рублей убытка. В этом году нерабочие дни в Татарстане уронили пассажиропоток в автобусах столицы республики на 32% до 555 тыс. человек в сутки. Упущенный доход составил 73,2 млн рублей. В ассоциации перевозчиков РТ прогнозируют, что решение властей ввести с 22 ноября проверку в общественном транспорте QR-кодов еще больше обрушит пассажиропоток.
В итоге на дороги городов РТ возвращаются бомбилы. С такой проблемой, в частности, столкнулось зеленодольское ООО «Экспресс». Нелегальные таксисты снова «бомбят» даже городские остановки, а если машину тормознет ГИБДД, то в салоне «родственники». «А подвозить людей не запрещено», — говорит владелец компании Дмитрий Грузков. «Попуткам не нужен тахограф, три камеры в салон, туалет на конечной остановке, два техосмотра в год — масса регламентных работ, регулирования», — объясняет разницу в цене проезда Грузков.
Перевозчиков, как и застройщиков жилья, в этом году затронула инфляция, подорожание топлива и мировой рост цен на металл.
«С каждым годом ничего не дешевеет», — как один говорят опрошенные нами перевозчики. Например, в 3 раза до 5,3 тыс. рублей выросла цена одного амортизатора для «НЕФАЗа». В 1,5 раза до 22 тыс. рублей подорожала одна шина для автобуса, лобовое стекло «МАЗа» стало дороже тоже в 1,5 раза и теперь стоит 24 тыс. рублей. Метан с января подорожал на 20% до 19,9 рубля за кубический метр, летнее дизельное топливо — на 3% до 48,8 рубля за литр. Доставка солярки за год выросла в 1,5 раза до 1,2 тыс. рублей за тонну.
Городским перевозчикам РТ до 1 января 2022 года также предстоит приобрести и установить в каждый автобус тахограф — бортовой самописец, который контролирует режим труда и отдыха водителя, регистрирует скорость движения и пробег за смену.
Установку тахографов правительство РФ откладывало с 1 июля 2020-го дважды — сначала до 30 июня 2021-го, а затем до 1 января 2022 года. Перевозчики просили новую отсрочку, но минтранс РТ отказал.
Минтранс России поэтапно вводит в действие федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров», который уже поделил перевозки на регулярные регулируемые и регулярные нерегулируемые. Шаг за шагом под законодательство подгоняют требования к подвижному составу, качеству обслуживания, обновлению подвижного состава. По новому закону регулируемые перевозки требуют перехода на брутто-контракты, когда за выполненную работу платят полным рублем. «Так перевозчик получит деньги за выполненную работу независимо от того, сколько пассажиров в салоне автобуса — один или 100», — говорит Темляков.
Пожалуй, ярче всего разницу между нетто- и брутто-способами функционирования общественного транспорта описывает Блинкин. «Когда я привез своего зарубежного коллегу на одну из конечных станций метро в Москве и он увидел море маршруток, то тот подумал и сказал грустно: „Киншаса“, — намекая на Африку, где тоже действует система „перевозчику платит пассажир“». И дело здесь не в маленьких автобусах или частных перевозчиках — это же никому в мире не мешает. Вопрос лишь в том, что все они должны работать в рамках единого расписания, контроля и оплаты со стороны организатора перевозок, т. е. местной власти.
«Чтобы это сделать, город должен перейти на брутто-контракт, — говорил Блинкин в интервью „БИЗНЕС Online“. — Этот термин в Казани хорошо известен. Брутто-контракт отличается от нетто-контракта, к которому мы привыкли. Нетто-контракт — это договор пассажира с перевозчиком: я билет покупаю, деньги ему плачу. Брутто-контракт — это когда между пассажиром и любым перевозчиком — частным или муниципальным — существует посредник, который называется городским организатором перевозок. Данный посредник собирает пассажирские деньги, а в идеале получает и какую-то субсидию из городского бюджета. Дальше он покупает у перевозчика рейсы. Сколько там пассажиров — это дело организатора, а не перевозчика. Он задал расписание: вот на этом маршруте утром твои автобусы большой вместимости должны работать с интервалом четыре минуты. И электроника это отслеживает. Ты выполнил 28 рейсов, я тебе плачу 28 монет ровно по той ставке, которую запросил».
Часть российских городов уже перешла на брутто-контракт. По такой схеме работают в Перми, Белгороде, Москве, Твери. Например, автопредприятия Твери в 2020 году перевезли 52,7 млн пассажиров и получили 1,3 млрд рублей выручки. При этом невозвратные расходы бюджета составили 2 млрд рублей. Столько же потратили и в Перми. Весной Нижний Новгород объявил о заключении первых брутто-контрактов на 7 маршрутов до конца года за 42,7 млн рублей. «Доход перевозчика зависит не от того, как много людей поедут в автобусе, а от того, насколько четко соблюдается расписание. Такой подход делает перевозки гораздо более комфортными и безопасными», — объяснил глава минтранса Нижегородской области Павел Саватеев. Транспортную реформу затеяли в Воронеже. На автобусы потратили почти миллиард, но пока система перевозок хромает: на брутто-контракты, по расчетам, надо 1–1,5 млрд рублей в год.
Итак, города идут тремя путями:
Пример субсидий перевозчикам в РТ есть. В Мензелинске муниципалитет компенсирует убытки перевозчика, но только в случае получения бюджетом дополнительных доходов. В 2020 году у бюджета денег не было, поэтому ООО «Мензелинское АТП» осталось в минусе, но в 2021-м бюджет компенсировал перевозчику убытки по итогам I и II кварталов. К субсидиям можно отнести и закупку подвижного состава за счет бюджета — например, так обновляется техника «Метроэлектротранса», трамваи закупали и для других городов РТ. Но нестабильность подобной политики, недостаточные тарифы и слабое регулирование все равно не позволяют общественному транспорту нормально работать. Это латание дыр, а не государственная политика.
В Казани по брутто-контракту с текущей ценой проезда перевозчикам надо добавить 4,5 млрд рублей, а с поправкой на пандемию — 4,7 млрд рублей в год. «Бюджету дешевле субсидировать убытки, чем переходить на брутто-контракты. Но ни первого, ни второго, ни третьего в Казани и Татарстане нет. И пока не планируется», — говорит один из участников рынка на условиях анонимности.
Пятилетние контракты муниципалитетов с казанскими перевозчиками истекают в апреле 2023 года. Исполком столицы РТ в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщил, что условия новых контрактов разработают к этому времени, пока решений нет.
В 2022 году перевозчикам Казани предстоит обновить 250 машин, купленных в 2012-м перед Универсиадой. Один газовый «НЕФАЗ» в 2021-м стоит 13,5 млн рублей — в 2,5 раза дороже, чем 10 лет назад. «Неподъемная сумма при нынешнем тарифе, отсутствии субсидий и компенсаций, региональных программ субсидирования при покупке подвижного состава. Долги перевозчиков тем временем растут, и я не понимаю, почему власти бездействуют», — говорит первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов.
Изменилась и схема субсидирования из федерального бюджета. «Если раньше субсидию мог получить любой перевозчик, то теперь пятилетняя госпрограмма „Безопасные и качественные дороги“ жестко лимитирована», — объясняют участники рынка. Деньги БКД распределяют между 10–12 агломерациями 89 регионов из расчета 2,5 тыс. рублей на жителя. Казань до 2024-го претендует на 3 млрд рублей — это 200 автобусов, из которых 113 перевозчики столицы РТ уже получили в 2020 и 2021 годах. Машины распределили между МУП «ПАТП-2» и «ПАТП-4», частные перевозчики Казани остались в стороне. Не затронула частников и оплата бюджетом РТ половины лизинга тех 113 «краснобусов».
Не охватывает БКД и пассажирские предприятия других муниципалитетов РТ. «В районах данная программа не работает! Оплата первоначального взноса, лизинговые платежи лежат только на плечах перевозчиков», — говорит владелец зеленодольского ООО «Экспресс». Т. е. фактически цена автобусов закладывается в цену проезда.
Износ подвижного состава на муниципальных маршрутах регулярных перевозок уже превысил 80%, сообщили в минтрансе Татарстана. «Как и за счет чего обновлять, если тарифы сдерживают, а компенсаций нет? — задаются вопросом собеседники издания. — Другие регионы запустили собственные программы поддержки обновления пассажирского автотранспорта: оплачивают часть первоначального взноса, гасят часть лизинговых платежей. Чего-то подобного в Татарстане тоже нет».
В январе на ежегодной коллегии глава минтранса РТ Фарит Ханифов рассказывал о проработке обновления 1,1 тыс. автобусов в малых городах и районах, планах купить новые трамваи, троллейбусы, автобусы не только для Казанской, но и для Нижнекамской, Набережночелнинской агломераций. О громких успехах пока не слышно.
Несоблюдение федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров» ограничило Татарстану доступ и к госкредиту под 3% годовых до 15 лет на покупку общественного транспорта. «Инфраструктурные бюджетные кредиты улучшили бы транспортную обстановку в республике. Но федералы выставили условие: работа по брутто-контракту или субсидирование перевозчиков», — говорит собеседник издания.
Напомним, в этом году правительство РФ распределило между субъектами 500 млрд рублей, из которых 220 млрд регионы израсходуют на стройку дорог, мостов, аэропортов, а 100 млрд рублей потратят на покупку новых автобусов и электротранспорта. Татарстан взял в кредит 10 млрд рублей на стройку Вознесенского тракта и расширение въезда в «Салават Купере» за счет улицы Осиновской. «Приоритет очевиден», — говорят собеседники.
Во что превратится передовой Татарстан, если не изменит отношение к общественному транспорту как благу цивилизации — такому же, как дороги, электричество, канализация и водопровод? В деревню — ту самую, что в худшем смысле слова. И банкротства перевозчиков в городах и районах РТ, возвращение бомбил — видимые невооруженным глазом признаки одичания. Ходящий по расписанию городской автобус — маркер, по которому жители судят о том, справляются власти со своими обязанностями или нет. Телевизор не поможет, если каждый день человек ждет автобус по 40–60 минут. Впереди — морозы.
Пандемия только выбила табуретку, потому что предприятия уже висели на веревке, натертой мылом. В основе транспортного кризиса 2020–2021 годов — проблемы, копившиеся с 2017-го, считает первый заместитель директора ООО «Байлык №3». «Сначала экономическая обстановка планомерно загоняла перевозчиков в долги, а затем отрасль добили „ковидные“ ограничения и резкий скачок цен», — говорит Юсупов. Участники рынка напоминают, что в 2007 году в Казани провели транспортную реформу: 3 тыс. «Газелей» заменили на 1,2 тыс. автобусов большой вместимости. В 2021-м на 59 маршрутах города работает 840 автобусов. «И мне, как перевозчику с 20-летним стажем, жалко потерять результаты этих усилий властей и предприятий, которые теперь на грани разорения», — говорит учредитель ООО «АТП №9».
В верхах, восседая в удобных креслах на различных форумах, предсказывают нам аэротакси, робомобили и прочую футуристику. На фоне подступающей разрухи через край хлещут амбиции: хотим электробусы, метробусы, скоростные трамваи, поездки без кондукторов, чтобы по красоте было, как в Москве (или Париже, Праге и Мюнхене). Но не решены базовые вопросы отрасли. Как ездить людям? Как работать предприятиям? Минтранс РТ за муниципальные перевозки не отвечает, а у муниципалов нет денег — сами ходят по кабинетам с протянутой рукой, вроде как договариваются. На республиканском же уровне финансировать общественный транспорт не считают нужным — даже за поездки льготников там не готовы платить 100%, как за обычных пассажиров, сходятся во мнении эксперты.
Деньги на транспортные нужды вместе с тем есть, но они идут дорожным лоббистам. При этом получается спираль. Удушение общественного транспорта подстегивает автомобилизацию — ездить-то людям надо. В 2010 году в Казани было 237 машин на тысячу жителей. В 2020-м соответствующий показатель увеличился на 50% и достиг 355 автомобилей. Чем хуже автобусы-трамваи-троллейбусы, чем лучше дороги, тем удобнее ездить на машинах. Последствия автомобилизации — перегруженные дороги, пробки, забитые машинами дворы и беда с парковкой на узких улицах. В ответ власти выделяют десятки миллиардов на новые дороги и развязки. Цикл повторяется, строители довольны, но дышать в городе легче не становится.
Автовладелец пересядет на автобус только в том случае, если транспорт будет новым, чистым, нетесным, придет по расписанию и поедет быстрее, чем автомобиль. Остается лишь согласиться с Блинкиным — при других условиях автобус автовладельцу неинтересен в принципе.
Впрочем, в среде перевозчиков есть и альтернативная версия, куда все движется. По их мнению, ведется сознательная политика по расчистке рынка от местных перевозчиков в пользу федеральных игроков. Например, в той же Перми, как писал «Коммерсантъ», конкурсы на перевозку в итоге выиграли компании группы «Ранд Транс» из орбиты бизнесмена Карена Авагумяна, обслуживающие рейсы в Москве, Московской области, Ярославле, Твери, Рязани, Рыбинске и других городах РФ. Также осторожно намекают на возможную связь бизнеса его отца Камо Авагумяна и Артема Чайки, сына экс-генпрокурора РФ. Может повториться та же история, что и в сфере обращения с отходами. Сначала ситуацию доведут до отчаянного положения, потом на белом коне прискачет федеральный монополист, который возьмет на себя роль единственного «регионального оператора». Вот только работать он будет уже по брутто-контрактам, за гарантированные бюджетные отчисления. Да и цену продавит такую, какую надо.